Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
тропарь Всем Святым

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Никто не считал, сколько раз была пересказана в разных уголках земли самая печальная повесть о Ромео и Джульетте. История любви Муромских святых Петра и Февроньи не менее трогательна, но при этом не придумана талантливым автором, а происходила на самом деле несколько веков назад.

«Смотри, что дает людям союз любви, мудрый брак. Кто научил мудрости? Кто исследовал таинственное?.. Кто, как не брак, соединил море и сушу влажной дорогой и объединил раздельное друг от друга?" - вдохновенно и благоговейно восклицал Григорий Богослов. Примером именно такого, "мудрого" брака служит для нас житие Муромских чудотворцев, запечатленное в относящейся к XVI веку "Повести о Петре и Февронии".

Пётр был младшим братом Муромского князя Павла, жена которого страдала (так гласит предание) от нападений блудного беса, являвшегося ей в образе "неприязненного летящего змея". Это чудовище было убито шестнадцатилетним Петром. Пронзенный мечом "неприязненный змей" окропляет юношу своей смертоносной кровью, отчего на теле Петра появляются язвы. В поисках лекаря, который мог бы исцелить его от этих язв, Пётр приходит в далекую рязанскую деревню, где живёт дева Феврония, дочь бортника-древолаза.

Автор жития говорит о браке, как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, притом, что сам брак заключается не только Божиим повелением, но, более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, "жена есть уготована мужу от века", то, конечно, не вызовет удивления "дерзость" премудрой Февронии, которая угадала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, велела передать ему свой "ультиматум": "Если он не возьмет меня в жены, не буду лечить его". Возможно, кто-то и удивится такой, столь не ординарной для целомудренного века смелости, но автор жития явно держит сторону Февронии, полагая, что первым брачное предложение должен делать - независимо от пола - именно тот, кто оказывается более мудрым и более прозорливым. Мудрейшей и прозорливейшей оказалась дева? Тем лучше для неё ("Радуйся, Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси", - восхваляет ее повествователь).

Князь Петр женился на Февронии, но Муромские бояре отказались повиноваться княгине - не княжеского рода она была. Бояре подняли бунт и требовали удалить молодую княгиню из города. Князь же Петр, ради исполнения заповеди Божией «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф.19.6) и ради любви к супруге решил отказаться от княжения и уйти в изгнание вместе с супругой. Недолго длилось их скитание: в Муроме начались безпорядки, и жители стали просить Петра вернуться на княжение. Как пишется в житии благоверных супругов, после возвращения в Муром: «...и правили там, соблюдая все заповеди и наставления Господни безпорочно, молясь безпрестанно, милостыню творя всем людям, под их властью бывшими, как чадолюбивые отец и мать».

В старости Петр и Феврония приняли монашество. Их любовь прошла через все жизненные испытания и перешла в вечность в 1228 году. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди не решились похоронить монаха и монахиню в одном гробу, как завещали усопшие супруги. Их тела дважды переносили в разные храмы, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Тогда Святых Петра и Февронию похоронили вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме.

Святые Петр и Феврония, пройдя все препятствия, сохранили любовь друг к другу. Своей жизнью они явили образец взаимной любви, уважения и преданности, самопожертвования. Святые Петр и Феврония прославили супружество верностью друг другу и Богу, поэтому они и заслужили у Господа честь покровительствовать семейному благополучию.

Память благоверным Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.