Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
тропарь Всем Святым

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаев

киевские иноки

ок. 1240 гг.

Свято-Успенская Почаевская Лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240-1241 гг. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери.

Со временем Лавра стала приходить в запустение. Вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 г. из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

Когда в 1596 г. польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и ополячивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 28 октября/10 ноября 1651 г.) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678 г.). Несмотря на свою стойкость в борьбе, Почаевская Лавра с 1713 по 1831 гг. находилась под властью униатов. Переданная затем в ведение православного духовенства, обитель в 1833 г. получила название Лавры с присвоением ей четвертого места в числе существующих в России.

Соборный храм Успения Божией Матери – главное украшение Почаевской Лавры – построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 г. в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Богоматери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского. Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы.

По милости Божией, при обстоятельствах, которые православный верующий человек не может не считать чудесами, возсиял этот очаг святocти на горах Почаевских. И с тех пор тут не оскудевает подвиг монашecкoгo делания - путь полного посвящения Богу, служения Ему молитвой и трудом, деятельной любовью к ближнему, а Пресвятая Матерь Божия от Своей чудотворной иконы вот уже более 400 лет не перестает изливать чудеса на каждого, кто с верой и надежной приходит к Ней. И преподобный Иов, игумен и чудотворец Почаевский, преподобный Амфилохий Почаевский своими нетленными мощами благословляют будни и праздники земной монашеской жизни и жизни многих богомольцев и паломников.

Красоту монастыря, его духовную силу слагают не только великолепно расписанные храмы и мощные стены, но и те, кто живёт в обители. Рано утром, с первой утренней зарей звон монастырского колокола созывает иноков на первую молитву – полунощницу. В сумерках длинных коридоров идут монахи в храм на молитву. Мир ещё спит, а у чудотворной иконы Богородицы Почаевской начинается монашеская молитва. Она освящает жизнь нового дня своего народа, невидимо охраняя и укрепляя его. Под соборное пение с высоты иконостаса плавно спускается Икона и начинается чтение акафиста. Приложившись к чудотворной иконе, братия узкой галереей идёт в Пещерную церковь к мощам преподобных Иова и Амфилохия испросить у них благословение на дневные послушания.

В праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы читаются акафисты перед Ее Святынями и совершаются крестные шествия с Ее чудотворным образом. День памяти чудотворной иконы Божией Матери и вспоминание заступничества Её за обитель в 1675 году празднуют 5 августа.

Память преподобного Иова прославляется трижды в год: 10 ноября - кончина /1651 г./; 10 сентября - обретение честных мощей; 19 мая - тезоименитство в связи с празднованием памяти праведного Иова Многострадального. Накануне празднования обретения мощей Преподобного раку с его мощами переносят в Успенский собор, а в день праздника, после поздней литургии, её обносят вокруг собора и с пением тропаря заносят снова в Пещерную церковь.

23 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги и чудеса схиигумена Амфилохия Почаевского (Головатюка), принял решение причислить к лику святых Преподобного Амфилохия Почаевского и утвердил его иконописное изображение, а честные его останки решено считать святыми мощами. День памяти Преподобного Амфилохия Почаевского празднуется 12 мая по новому стилю.

И праздничные, и повседневные богослужения в монастыре - это очищение человеческой души, стяжание благодати Божией. "Побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти из неё не благоуханным" - словами святителя Иоанна Златоустого скажет каждый, кто хотя бы один раз побывал в Свято- Успенской Почаевской Лавре.