Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
тропарь Всем Святым

О Псалтири

Из всех книг Священного Писания книга псалмов - самая общеупотребительная у православных христиан, самая любимая.

У каждой из книг Священного Писания свое собственное назначение, книга же псалмов, как говорит святитель Василий Великий, "объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познашь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов".

Псалтирь стали разъяснять еще с первых веков христианства. Псалмы толковали св. Ипполит мученик, Ориген, в четвертом веке появляются знаменитые толкования на псалмы святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Нисского, Илария, блаженных Иеронима и Августина и многих других.Эти отеческие толкования - голос Святой Церкви, обязательный для всех верующих православных христиан на все времена.

 

Об авторах книг и наименовании

У книги псалмов не один автор. Св. Афанасий утверждает, что из ста пятидесяти псалмов семьдесят два принадлежат Давиду, в девяти изрекается о Давиде, двенадцать псалмов написаны Асафом, двенадцать - сынами Кореовыми, по одному псалму написали Моисей, Едифум, Еман, Соломон, два псалма - Аггей и Захарий, и еще тридцать девять псалмов не надписаны. Некоторые из псалмов написаны до Давида, другие - во времена Давида или самим Давидом, некоторые - после Давида.

Почему же все псалмы приписываются Давиду?

"Причиной этого, - пишет святитель Афанасий, - был сам Давид. Он избрал певцов и потому, как учредитель, сподобился той чести, что все, изреченное другими певцами, приписано Давиду".

В еврейской Библии книга псалмов называется Книгою хвалений, потому что большая часть псалмов заключает в себе благодарения, хваления и славословие Господа. В греческой Библии она называется псалмы, то есть песни, потому что в Ветхозаветной Церкви их пели. Книга псалмов называется Псалтирью по имени музыкального инструмента, под игру которого пелись псалмы.

 

Надписания псалмов

Кроме общего названия (то есть псалом или песнь) и кроме имен авторов, псалмы имеют особые надписания.

Надписания псалмов означают:

  • их свойства - например, песнь, молитва, псалом и т. д.;
  • имена лиц, написавших псалмы, например, Давид, Асаф и т.д.;
  • имена лиц, к которым были отсылаемы псалмы для употребления в храме, например, Идифуму, сынам Кореовым, Ефаму. Еманну;
  • назначения псалмов, например, в разум - пс. 41, в научение - пс. 59 и т. д.;
  • случай к написанию псалма, например, внегда отбегаше от лица Авессалома (по случаю бегства от Авессалома) пс. 3;
  • музыкальные инструменты, под игру которых должно было петь псалмы.

При служении в скинии и в храме употреблялись различные музыкальные инструменты - псалтири (род лиры), тимпаны (деревянный круг с натянутой кожей, по которой били пальцами), кимвалы (две металлические тарелки или кружки, которыми ударяли одна о другую), систры (металлический треугольник с прикрепленными к нему кольцами и палочками), струнные - арфа, гусли, самвики (треугольная арфа с четырьмя струнами), орган (род свирели или волынки), сопел (флейта), роги из рогов или металла. Названия этих инструментов используются в надписаниях псалмов, например, в славянском переводе "в песнех", пс. 4 (в русском переводе с еврейского - "на струнных музыкальных инструментах), в пс. 5 - "о наследствующем", духовом музыкальном инструменте, в пс. 6 - "о осмем" - семиструнном инструменте, пс. 8 - "о точилех", гефском музыкальном инструменте, пс. 9 - "о тайных", на свирели, пс. 52 - "о Маелефе", на духовом инструменте, пс. 55 - "о людех от святых удаленых" - одни подразумевают здесь музыкальный инструмент, другие - хор певцов или музыкантов.

В надписаниях псалмов также употребляется слово "разума", что переводится как учение - пс. 31, 41, 43. 44, 51-54, 73, 87, 88, 141.

Часто встречается в надписаниях слово в конец, - псалмы 4, 6, 8-14, 17-19, 21, 30, 35, 38-41, 43-46, 48, 50-61, 63-69, 74-76, 79, 80, 83, 84, 87, 108, 138, 139. Это выражение означает, как толкует блаженный Феодорит, что предсказываемое пророчество исполнится после, в отдаленные времена.

В еврейской Библии книга псалмов называется Книгою хвалений, потому что большая часть псалмов заключает в себе благодарения, хваления и славословие Господа.

В греческой Библии она называется псалмы, то есть песни, потому что в Ветхозаветной Церкви их пели. Книга псалмов называется Псалтирью по имени музыкального инструмента, под игру которого пелись псалмы.

 

О чтении Псалтири

Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов - это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в псалмах врачевание.

Книга псалмов - это не произведение искусства, дошедшее к нам из глубины веков, хотя и прекрасное, но чуждое и постороннее, нет, книга псалмов очень близка нам, это книга о всех нас и о каждом человеке.

"По моему мнению, - писал святитель Афанасий, - в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах... Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом".

Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто, - читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения, - поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, - читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, и воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение...

Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям.