Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
тропарь Всем Святым

Символика и таинственное значение православных крестов

Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг.

Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.

Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Верхняя перекладина — табличка с надписью "Иисус Назорей Царь Иудейский", прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя.

Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.

Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя:

  • Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте.
  • Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32).

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную.

Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.

В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов).

Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все "начало быть" (Ин. 1, 3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм.

Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу.

Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю, но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего.

Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.

Крест имеет многочисленные значения и с других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей.

В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое.вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него.

Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.

Крест седмиконечный

Седмиконечный крест имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Подножие, как часть искупительного креста, имеет весьма глубокий мистический и догматический смысл. До пришествия Христа ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу. Престол, как и сейчас у христиан, освящался через Миропомазание: "и помажь им, — сказал Господь, — ...жертвенник всесожжения и все принадлежности его... и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30, 26. 28-29).

Значит, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи. "На кресте Он исполнил должность Священника, принесшего Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого", — читаем в "Православном исповедании Восточных Патриархов". Подножие Святого Креста открывает одну из таинственных его сторон. Устами пророка Исайи Господь говорит: "Прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60, 13). И Давид говорит в псалме 99: "Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято оно!". Значит, подножию Святого Креста должны поклоняться мы, свято чтить его как "подножие жертвы новозаветной" (см.: Исх. 30, 28).

Седмиконечный крест часто можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы пятницы с житием, на образе святого Димитрия Солунского, что в Русском музее, а также на иконе "Распятие", датируемой 1500 годом и принадлежащей перу иконописца Дионисия.

Седмиконечные кресты воздвигали на куполах русских храмов. Такой крест возвышается над входом Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

Крест шестиконечный

Шестиконечной формы крест с наклонной нижней перекладиной — один из древних русских крестов. Например, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Евросинией, княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Почему нижняя перекладина этого креста наклонена?

Смысл этого изображения символичен и весьма глубок. Крест в жизни каждого человека служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния, души и совести. Так было и в тот час, когда распинали Господа на Кресте посреди двух разбойников. В литургическом тексте 9-го часа службы Кресту Господню читаем; разбойнику, мерило праведное обретется Крест твой: "овому убо "Посреде двою низводиму во же легчашуся от прегрешений, к познанию ад тяготою хуления, другому богословия". "Одному хуления" - произнесенного им разбойнику низводимому во ад тяготою на Христа, он стал как страшной бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23, 43), крест возносит в Царство Небесное.

Крест четвероконечный "каплевидный"

Крест каплевидный издавна одна из любимых и распространенных у христиан форм креста. Кровью Своей окропил Спаситель крестное древо, навеки придав кресту Его силу. Капли крови искупившего нас Господа символизируют круглые капли в полудужьях четырех концов каплевидного креста.

Существовали наперстные кресты этой формы и кресты нагрудные. Часто употреблялся каплевидный крест для украшения богослужебных книг. В Российской государственной библиотеке хранится греческое Евангелие XI века, титул которого украшен тонко исполненным каплевидным крестом.

Крест "Трилистник"

Крест, концы которого состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них, называется "трилистником".Эта форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов. Кроме того, трилистные кресты встречаются в русских гербах. Из "Российского гербовника" известно, что русский трилистный крест, стоящий на опрокинутом полумесяце, изображался на гербе Тифлисской губернии. Золотые кресты "трилистники" входили в гербы и некоторых других городов: Троицка Пензенской губернии, Чернигова, города Спасска Тамбовской губернии.